ПУБЛИКАЦИИ ПО ФИНАНСОВОЙ ТЕМАТИКЕ : № 25

Статья "Специализация - альтернативная стратегия развития Российских банков"

Pbl-25-face.jpg (18288 bytes)

Вестник Ассоциации Российских Банков №2, 2003 г.
авторы:
Д.Любомудров, Т.Харламова

Ассоциация российских банков постоянно уделяет внимание проблемам развития и укрепления банковской системы России. Как отмечалось на I Всероссийском совещании банковских объединений, в первую очередь неблагоприятная ситуация с обеспечением хозяйствующих субъектов и населения банковскими услугами сложилась в регионах.

В этой связи для читателей "Вестника АРБ" представляет интерес, пусть не бесспорное, видение проблем российского банковского бизнеса со стороны иностранных банков. Этим проблемам посвящена публикуемая ниже статья, подготовленная Аудиторской компанией "АРНИ"(1)

 

Д.Любомудров (2)
Т.Харламова
(3)

Специализация - альтернативная стратегия развития российских банков
 
Экономика России имеет к российским банкам серьезные претензии. Практически все секторы экономики России нуждаются в масштабных инвестициях для финансирования программ модернизации, без которой мы не будем достаточно конкурентоспособны на мировом рынке. Собственных средств предприятий не всегда хватает даже на текущую модернизацию, кредитные ресурсы российских банков короткие, дорогие и недостаточные по объемам. Реальными источниками длинных дешевых средств для финансирования крупных инвестпрограмм являются иностранные инвесторы различных типов (кредитные пулы банков, инвестиционные фонды, прямые инвесторы, в том числе российские деньги, выведенные через оффшоры и т.п.). С одной стороны, инвестиционный климат в России улучшается, Россия занимает третье место в списке наиболее перспективных развивающихся рынков после Китая и Индии - это мнение Президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона ("AK&M", 14.11.2002).

Согласно рейтингу влиятельной консалтинговой компании A.T.Kearney, инвестиционная привлекательность России в последнее время значительно выросла - она поднялась с 32-го на 17-е место. А первое место впервые в истории занял Китай. Однако цифры реальных инвестиций на порядок меньше наших потребностей - по данным Госкомстата России, в российскую экономику за 9 месяцев 2002 г. пришло 12,905 млрд долл. США. Однако по мнению иностранных инвесторов и банков, именно российские банки являются одним из тормозящих факторов на пути кардинального расширения инвестиционных потоков.

Некоторые мнения руководителей иностранных банков

 

В процессе работы с представителями инвесторов становится ясно, что одним из препятствий к увеличению инвестиционного потока является недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры, в частности - отсутствие банковских механизмов контроля доведения инвестиционных денег до объектов (особенно холдингов, состоящих из многих юридических лиц), контроля финансово-хозяйственной деятельности самих объектов, их поставщиков и дилерских сетей, обеспечения своевременного накопления резервов для платежей в пользу инвесторов. Судя по отзывам инвесторов, они пока явно не готовы доверить эту функцию существующим российским банкам.

Основную проблему я бы сформулировал так: "У российских банков слишком много рисков и слишком мало капитала". Капитальная база российских банков действительно крайне невелика (в том числе - и дочерних иностранных банков). Совокупный капитал всех российских банков составляет около 10 млрд долл. США. Тенденция к росту есть, но крайне медленная, единицы процентов в год. По данным ЦБ РФ на начало 2002 г., только 12,3% банков имели капитал выше 5 млн евро (минимальный капитал для новых банков). Маленькие капиталы не позволяют напрямую выдавать большие кредиты (а для нас уже 100 млн долл. - крупный кредит) большим заемщикам или холдингам. Между тем наши крупнейшие предприятия (РАО ЕЭС, Газпром, нефтяные и металлургические) требуют именно таких объемов. Чтобы не потерять клиентуру, банки вынуждены изворачиваться, дробить кредиты, составлять их из "коротких" перекредитовок, перекладываться в векселя дочерних фирм и т.п. Однако все эти хитрости небезобидны. Они неизбежно ослабляют юридическую базу таких кредитов и, в конечном итоге: ведут к злоупотреблениям и невозвратам, а в наихудшем варианте - к банкротствам банков, что мы к сожалению наблюдаем постоянно.

Банковский кризис 1998 г. показал, что универсальным банкам крайне сложно гарантировать бесперебойность расчетов в кризисных условиях. Рубен Инджикян, руководитель группы банков, платежей и финансирования торговли ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в докладе 20 сентября 2000 г. на Международной конференции "Банковские и финансовые технологии на службе реальной экономики" сделал вывод о том, что "...одной из причин банковского кризиса 1998 г. в России явилось совмещение многими банками функций расчетного института, финансовой компании и венчурного фонда". Стремление владельцев и менеджеров к получению максимальной прибыли в условиях недостаточной ликвидности перечисленных выше финансовых инструментов периодически приводят к банкротствам банков. При этом в наибольшей степени страдают именно инвестиционные проекты, поскольку у них самые длинные экономические циклы и им сложнее остановить и свернуть финансирование проектов в случае банкротства обслуживающего банка.

Председатель Банка России С.М.Игнатьев на Съезде Ассоциации российских банков признал, что Банк России не всегда в состоянии адекватно оценивать ситуацию в банках и прогнозировать ее развитие. В качестве примера он привел АКБ "Инвестиционная банковская корпорация". По словам С.М.Игнатьева, анализ отчетности данного банка на последнюю отчетную дату не позволял выявить содержание признаков проблемности. В связи с этим, сказал он, "мы в Центральном банке пока не научились адекватно оценивать состояние банков, а также прогнозировать их работу". ("AK&M", 24.04.2002).

Запутанная и непрозрачная структура собственности большинства российских банков делает их хозяев недосягаемыми для кредиторов и регуляторов. (М.Матовников, "Эксперт", 11.02.2002).

 

Конструктивные предложения

Стандартным решением, продиктованным опытом банковских кризисов разных стран, является движение по пути развития специализации банков, разделения рисков и создания банковских механизмов и технологий раздельного управления и контроля финансовых рисков, имеющих различную природу (кредитные риски, валютные риски, риски фондового рынка, политические риски, риски колебания цен на товарных рынках и др.).

Принципиальное одобрение развития специализированных банков в России уже много лет высказывается как экспертами Правительства, Центрального банка РФ, так и международными экспертами, однако до сих пор делаются лишь начальные шаги в этом направлении. Например, усилиями Комиссии Государственной Думы РФ по ипотечному кредитованию подготовлен Закон "О строительных сберегательных кассах", которые являются классическим примером специализированных банков, более 70 лет успешно действующих, например, в Германии.

Обобщив опыт развитых стран по созданию и деятельности специализированных банков, в рамках действующего законодательства России была разработана "Технология безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов" (АС 4315). Это - технология создания и деятельности специализированных кредитных организаций, которая была успешно опробована на действующих кредитных организациях (на банке и НКО) и получила высокую оценку многих международных и российских экспертов, которые подтвердили, что применение данной технологии существенно снижает риски инвестиционных проектов, а степень защиты инвесторов (прежде всего - иностранных) значительно возрастает. Тексты отзывов, а также статьи в прессе по данной теме можно посмотреть на сайте www.geocities.com/ldv777.

По инициативе Комиссии по инвестициям Государственной Думы РФ о наших усилиях по разработке путей специализации банков был сделан доклад в Вашингтоне, в штаб-квартирах World Bank, International Monetary Fund, American Bankers Association, US Department of Energy, Environmental Protection Agency. Общим мнением всех наших собеседников было то, что создание специализированных (а особенно - "низкорисковых") кредитных организаций окажет положительное влияние на инвестиционный климат в России и повысит уровень защиты иностранных инвестиций путем снижения риска потери и нецелевого использования инвестиционных ресурсов.

Одной из задач, которые решит процесс специализации банков, является проблема поиска стратегий развития большого числа мелких банков (как было показано выше, составляющих более 87% российской банковской системы), которые явно не способны набрать требуемые ЦБ РФ 5 млн евро уставного капитала ("Вестник АРБ", 2002, № 2). Да, пока ЦБ РФ не требует немедленного приведения капиталов всех банков в соответствие с данным нормативом. Но "время Ч" неизбежно приближается и странно, что владельцы и руководители банков не предпринимают реальных шагов к исправлению ситуации. Кроме очевидных путей, например - слияний с другими банками, есть возможность реорганизации банков в небанковские кредитные организации (НКО). Требования к минимальному капиталу НКО в 10 раз меньше, чем к капиталу банков (500 тыс. евро). Это довольно старая идея ЦБ РФ, ее в свое время предложил В.В.Геращенко, о ней подробно писали многие, в частности - Владимир Волков, директор по общему и банковскому аудиту компании "Юникон" в статье "О русском бизнесе - без акцента" ("Русский Фокус", 17-23.09.2001, www.russianfocus.ru/n_23/consalting/1.shtml).

Безусловно, нельзя назвать такие шаги простыми задачами, но уже есть ряд экспертов, консалтинговых и аудиторских компаний, которые способны помочь небольшим банкам (особенно региональным) правильно оценить свои возможности, рыночную ситуацию, конкурентную среду и имеющиеся ресурсы, выработать несколько вариантов стратегий и помочь в их реализации, в проведении переговоров с новыми потенциальными акционерами. Практика показывает, что "карманные" банки выходят из "моды", мало осталось желающих доверять "банку одного хозяина". Однако возможно вести переговоры о продаже стагнирующего банка (но без больших убытков) пулу инвесторов крупного проекта, которым нужен уравновешенный расчетно-клиринговый банк, который будет работать по более жестким правилам в отличие от крупного универсального банка, однако будет иметь значительно меньшие риски, формируя доходную базу не за счет высокодоходных, но высокорискованных активов, а за счет технологичности и увеличения объемов операций на пониженной марже. Излишне говорить, что сам собой неработающий универсальный банк никак не превратится в технологичный и уравновешенный спецбанк с большими оборотами. Это может быть только результатом огромной работы экспертов и консультантов, которых, как правило, приглашают владельцы банка, не удовлетворенные плохой работой банка.

Некоторые шаги на пути развития специализированных кредитных и финансовых организаций уже сделаны. Решением Экономического совета Центрального федерального округа РФ (ЦФО) от 23 октября 2002 г. в рамках проекта "Концепции социально-экономического развития ЦФО до 2010 г." утверждены стратегические направления на создание в регионах России институциональной базы инвестиционного процесса - специализированные банки (в том числе ипотечные и инвестиционные), небанковские кредитные организации, фонды прямых и венчурных инвестиций, кредитные бюро, депозитарии и пр. В настоящее время Группа разработчиков проекта Концепции на базе Фонда "Центр стратегических разработок" работает с Администрациями субъектов Федерации, внося поправки в проект Концепции в соответствии с отзывами регионов. При разработке Концепции учитывался опыт некоторых московских банков, уже идущих по сложному, но перспективному пути специализации.

Представляется целесообразным организовать по инициативе Администраций субъектов Федерации специальные семинары по упомянутому вопросу с приглашением местных банков, представителей территориальных банковских учреждений Банка России, региональных банковских ассоциаций и союзов, инвестиционных, финансовых, консалтинговых и аудиторских компаний, экспертов в этой области. На таких семинарах могут быть рассмотрены предложения по разработке Концепций развития местных банков, возможности и механизмы их специализации и повышения капитализации, пути развития сотрудничества с иностранными банками и институциональными инвесторами. Таким образом, одновременно с теоретической проработкой вопроса мы будем двигаться навстречу в области практической реализации предлагаемых механизмов с непосредственными субъектами экономики Центра и регионов, повышая эффективность процесса развития федеральных округов. Таким образом, повышая надежность и профессионализм российских банков, мы сделаем реальные шаги к дальнейшему улучшению инвестиционного климата в России, к увеличению притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики страны.

ПРИМЕЧАНИЯ _____________________________

(1) Аудиторская компания "АРНИ" – член Ассоциации российских банков с февраля 1994 г.
(2) Любомудров Дмитрий Владимирович – эксперт по банкам и финансам, Государственная Дума РФ, Комиссия по ипотечному кредитованию, Комиссия по инвестициям, Экспертно-консультативный Совет по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы РФ; LORBAT@mail.ru.
(3) Харламова Татьяна Юрьевна – Консультационная группа "АРНИ", Аудиторская компания "АРНИ", Генеральный директор; audit@arni.ru.
 
(4) Статья готовилась до публикации официальных данных по иностранным инвестициям в РФ в 2002 г.