Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2002 год

Мнение № 39. Citigroup присматривается к российским вкладчикам. Перефразируя известный анекдот, можно сказать, что Citigroup будет соблюдать Налоговый кодекс, а российские банки – работать с продавцами семечек.

+++++++++++++++++++++  текст статьи   +++++++++++++++++++++++++

Семечки на Павелецкой площади
Citigroup присматривается к российским вкладчикам
 
Александр Бирман
Журнал "Компания", №241, 25 ноября 2002
http://www.ko.ru/document.asp?d_no=5728&p=1

 

«Сегодня мы привели в Россию «вторую половину» нашей группы» – так президент ЗАО «Ситибанк» Алан Херст прокомментировал открытие первого в стране розничного отделения под знаменитым «красным зонтиком» Citigroup. Решение работать с российскими вкладчиками в Ситибанке называют «логично обоснованным и неизбежным». Тем не менее, для того чтобы прийти к такому выводу, крупнейшему розничному банку мира потребовалось аж девять лет. Ведь российской «дочкой» Citibank обзавелся еще в 1993 году.

Понятно, что любимый всеми банкирами средний класс тогда только зарождался, а национальное банковское лобби всячески препятствовало приходу иностранных конкурентов на российский рынок. Но потом был кризис 1998 года, сбивший спесь со многих местных банкиров. А для разоренных и разуверившихся вкладчиков наличие широко известного западного брэнда могло бы стать едва ли не единственной альтернативой «чулку».

Однако Ситибанк и его партнеры по группе – вроде Schroder Salomon Smith Barney (московский офис этой инвестиционной фирмы был открыт в 1995 году) – не спешили приводить в Россию «вторую половину» своего бизнеса. Американцы ограничивались участием в реструктуризации российских долгов и в выпуске еврооблигаций, привлечением финансирования для крупнейших корпораций, а также обслуживанием местного бизнеса клиентов материнской компании – Visa, Coca-Cola и т.д. Розница фактически отдавалась на откуп выжившим российским банкам и австрийским «дочкам»: Райффайзенбанку Австрия и Банку Австрия Кредитанштальт (который впоследствии был поглощен Международным московским банком).

Наверное, игнорирование американским банком российских вкладчиков было отчасти обусловлено недавним объединением с Travelers Group. Вызвавший это слияние повышенный интерес Citi к инвестиционному банкингу и управлению активами оттеснил на второй план ритейловые операции. К тому же после скандала вокруг Bank of New York активная работа с частными клиентами – земляками Питера Берлина и Семена Могилевича – могла далеко не лучшим образом сказаться как на репутации самой Citigroup, так и на имидже ее партнеров из демократической партии США.

Кстати, едва ли можно считать случайным совпадением, что Алан Херст, назначенный в октябре 1999-го президентом Ситибанка, до своего прихода в Citi в 1981 году в течение десяти лет «проработал в политических структурах штата Техас», который, как известно, исторически является вотчиной республиканцев. И именно Херсту, который, по его собственному признанию, никогда раньше не занимался розничными операциями, суждено было привести «ситибанковский» ритейл в Россию.

Правда, этому событию предшествовали не только избрание его земляка Джорджа Буша президентом США и возникшая после 11 сентября 2001 года трогательная дружба последнего с российским президентом Владимиром Путиным. Были еще «корпоративные скандалы», потрясшие американский финансовый рынок. Причем помимо участия в кредитовании скандально знаменитой Enron, Citigroup прославилась еще и не слишком корректным поведением своих аналитиков из Salomon Smith Barney. А глава Citigroup Сэнфорд Вейл уже неоднократно – и отнюдь не по своей воле – посещал нью-йоркскую прокуратуру.

Неудивительно, что Citigroup решил вернуться к ритейловым корням, при этом демонстрируя своим акционерам успешную экспансию в новые регионы. Тем более что основной конкурент Citi – британский консорциум HSBC также проявляет интерес к российской рознице. Более того, слухи о продаже Альфа-банка, занимающего второе после Сбербанка место на рынке частных вкладов, с завидной периодичностью будоражат российскую прессу. При этом в качестве потенциальных покупателей «Альфы» называют как Citigroup, так и HSBC, хотя сам Алан Херст в беседе с «Ко» предложил обращаться за информацией о переговорах между Citi и «Альфой» «к мистеру Фридману». «У нас нет планов покупать банки в России», – заявил Херст.

Тем не менее увеличившиеся шансы России на вступление в ВТО и решение Банка России об отмене квоты на участие иностранного банковского капитала в российской банковской системе создают разве что не режим наибольшего благоприятствования для Citigroup. Не случайно открытие «ситибанковского» отделения «благословил» первый зампред ЦБ Андрей Козлов.

Однако российским конкурентам Ситибанка едва ли стоит посыпать голову пеплом. Конечно, российских вкладчиков не может не привлечь возможность без всякой комиссии снимать деньги в банкоматах Citibank по всему миру по карточке Visa, выданной на Павелецкой площади. А весьма скромные проценты по вкладам (8 – 12% годовых по рублевым вкладам, 2% – в евро и 1,1% – в долларах) при желании легко истолковать как плату за надежность.

Правда, все осложняет справка, подтверждающая источник дохода, которую Ситибанк собирается требовать с потенциального вкладчика.

Далеко не все представители среднего класса, с которым собирается работать банк, смогут представить подобный документ, не говоря уже о потенциальных потребителях пакета услуг CitiGold Wealth Management, рассчитанного на гораздо более состоятельную аудиторию. Ведь официальных богачей, подобных Михаилу Ходорковскому, в России не так уж и много.

Представители Ситибанка объясняют подобную финансовую щепетильность «ответственностью перед регулирующими органами, акционерами и брэндом». Видимо, того, что Россию исключили из черного списка FATF, для Citigroup недостаточно. Хотя едва ли филиалы банка на Багамах, Каймановых или Виргинских островах столь же придирчивы к потенциальным вкладчикам.

С другой стороны, гораздо менее пристрастным российским конкурентам Ситибанка предоставляется шанс сохранить клиентуру из числа не столь законопослушных налогоплательщиков. Перефразируя известный анекдот, можно сказать, что Citigroup будет соблюдать Налоговый кодекс, а российские банки – работать с продавцами семечек.

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта