Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2003 год

Мнение № 33. После финансового кризиса коммерческие банки перестали устраивать Минфин своей непрозрачностью и, как следствие, ненадежностью. Кроме того, после серии скандалов в банковском сообществе вокруг допуска тех или иных банков к финансовым потокам отдельных ведомств (например, ГТК) стало ясно: создать адекватные условия конкуренции по обслуживанию бюджетных средств довольно-таки сложно. И что мы видим сегодня ? Минфин решил вновь допускать коммерческие банки к обслуживанию бюджетных средств. Если выбор банков будет построен на фаворитной основе (как, собственно, и было до кризиса), то усилится влияние государства на банковскую систему, в чем ничего хорошего нет.

+++++++++++++++++++++  текст статьи   +++++++++++++++++++++++++

Банкирам возвращают бюджетные деньги

Текст: Александра Петрачкова
http://www.gazeta.ru/2003/07/08/praviteljstv.shtml
08 ИЮЛЯ 2003

 

Минфин решил вновь допускать коммерческие банки к обслуживанию бюджетных средств. Сначала довольно ограниченно – к обслуживанию бюджетных организаций в тех регионах, где не представлен ЦБ. Но позже некоторым банкам может посчастливиться принять на свои депозиты бюджетные деньги. Вообще-то от практики допуска коммерческих банков к бюджетным деньгам Минфин отказался вскоре после кризиса. К 2000 году правительство своим постановлением утвердило концепцию единого счета – это означало, что все бюджетные деньги обслуживаются только Центробанком.

После финансового кризиса коммерческие банки перестали устраивать Минфин своей непрозрачностью и, как следствие, ненадежностью. Кроме того, после серии скандалов в банковском сообществе вокруг допуска тех или иных банков к финансовым потокам отдельных ведомств (например, ГТК) стало ясно: создать адекватные условия конкуренции по обслуживанию бюджетных средств довольно-таки сложно. И наконец, как сказала сегодня на пресс-конференции замминистра финансов Татьяна Нестеренко, «государство должно работать на государство, а частный сектор на себя».

Однако в последнее время перед Минфином встала проблема: ЦБ сокращает число своих расчетно-кассовых центров (РКЦ), и обслуживать бюджетные организации по разным городам и весям приходится через систему Федерального казначейства, что не совсем удобно. Поэтому Минфин в ограниченных количествах решил привлечь к обслуживанию бюджетных средств коммерческие банки. По закону, в общем-то, так и должно быть: там, где нет РКЦ Центробанка, проводится конкурс среди комбанков. Однако решением правительственной комиссии никаких тендеров ни разу не проводилось, и бюджетные деньги обслуживал Сбербанк.

Теперь Минфин решил расширить пакет услуг российских банков. В сентябре-октябре ведомство подготовит положение о проведении конкурса, а также условия отбора банков, а в ноябре-декабре тендеры будут проведены. Четкие критерии отбора еще до конца не определены, но в основном Минфин будет ориентироваться на цену услуги. Как надеется ведомство, банки не попросят больше 1,5–2% от суммы обслуживаемых средств. Что касается требований к надежности банков, то, по словам Нестеренко, они заложены в самой системе: остатки по бюджетным средствам банки должны будут перечислять в конце дня на счета федерального бюджета в ЦБ. Необходимость обслуживания бюджетных средств существует практически во всех регионах, и Минфин надеется, что банки согласятся предоставлять такие услуги государству.

«В целом это может быть интересная тема, и мы, вероятно, будем участвовать в конкурсе, если такой состоится», – сказал «Газете.Ru» заместитель главного управляющего директора Альфа-Банка Олег Туманов. Однако он отметил, что, прежде чем принять решение, необходимо выяснить условия конкурса и регионы, в которых нужно проводить обслуживание. Если банкам условия не понравятся, Минфин расстраиваться не собирается: ЦБ и Сбербанк все равно никуда не денутся.

Кроме того, Минфин с 2005 года намерен начать размещение свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках, хотя эта идея пока еще меньше проработана, чем идея о допуске к обслуживанию бюджетных средств. Но и цена вопроса в этом случае гораздо больше, чем в первом. Сейчас на счетах федерального казначейства находится около 200 млрд руб., которые фактически не работают, поэтому сумма бюджетных денег, которые будут размещаться в банках, может быть значительной.

Единственное, в чем уже сейчас уверен Минфин, так это в том, что условия тендеров будут очень жесткими. Сам механизм размещения бюджетных денег еще не определен. Но банкиры в любом случае оценивают решение Минфина как положительное. «Это позволит укрепить банковскую систему и даст возможность банкам привлечь дополнительные пассивы», – считает член правления ДельтаБанка и ДельтаКредитБанка Кирилл Дмитриев. Однако он замечает, что очень важно, как будет реализована идея. Если выбор банков будет построен на фаворитной основе (как, собственно, и было до кризиса), то усилится влияние государства на банковскую систему, в чем ничего хорошего нет.

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта