АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА при ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебно-Консультационная Школа "Практика инвестиционной деятельности в новых условиях"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА №2, 30 октября 2002 г., г.Москва

тема доклада: «Проблемы иностранного бизнеса в России. Действия международных и иностранных организаций на российском рынке инвестиций. Практика управления инвестиционной привлекательностью региона и корпорации. Создание доступных условий кредитования предприятий. Роль региональных банков».

докладчик: Любомудров Дмитрий Владимирович, Эксперт по банкам и финансам - Государственная Дума РФ (Комиссия по Инвестициям, ЭКСНБ, Комиссия по ипотечному кредитованию), Консалтинговые компании: «ПроИнвест Консалтинг», «ИМА-Консалтинг», "СОВТЕКС",

эл.почта: LORBAT@mail.ru

 

Уважаемые господа,

Продолжая начатую вчера тему привлечения инвестиций, хотел бы высказать пока еще не всем очевидный тезис о том, что "Проблемы иностранных инвесторов - это наши проблемы", ибо пока мы не научимся решать их проблемы, инвестиций желаемого нами количества и качества у нас не будет. Полагая, что о проблемах иностранцев лучше всего говорить их словами, я привожу здесь большое количество цитат, возможно перегружая ими Тезисы, за что заранее приношу извинения.

 

Проблемы иностранного бизнеса в России.

Согласно рейтингу исследовательской компании A.T. Kearney, привлекательность России для иностранного инвестора в последнее время значительно выросла - она поднялась с 32-го на 17-е место. А первое место впервые в истории занял Китай. (Статья "Иностранные инвесторы начинают любить Россию" Антона Михайлова от 23 сентября 2002 г).

Однако приток иностранных инвестиций в Россию в ближайшее время существенно не увеличится. Как отметил президент Райффайзенбанка Мишель Перирэн, объем иностранных инвестиций в РФ в 2002 году не превысит $3 млрд. "Несмотря на то, что инвестиционные риски существенно сократились с 90-х годов, инвесторы по-прежнему осторожно оценивают долгосрочные перспективы российской экономки", - отметил он. По словам М.Перирэна, основными факторами, ограничивающими доверие нерезидентов к российскому рынку, являются: слабость банковского сектора, несовершенство структуры корпоративного управления, а также недостаточная информационная прозрачность большинства компаний. По словам управляющего директора компании Van Eck Global Питера Стайлера, на сегодняшний день западные брокеры вкладывают в развивающиеся рынки всего около 3% капитала. "Пока на Россию смотрят как на страну с развивающейся рыночной системой, существенного прироста иностранных инвестиций ожидать не приходится", - подчеркнул он. (AK&M, 23 октября 2002. Выпуск 560, www.ivr.ru )

Всемирный банк указывает на слабость системы финансового посредничества в РФ как на одну из основных характеристик делового климата в стране. Об этом говорится в Экономическом отчете по России за 2001 год. ("AK&M" от 29 января 2002.)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в 2002г. инвестирует в финансовый сектор России более 200 млн евро. Об этом сообщил директор банка Курт Гайгер. Вместе с тем К.Гайгер отметил, что для развития экономики России необходима реформа банковского сектора. "Чем быстрее будет проходить банковская реформа, тем быстрее будет экономический рост в РФ". (РосБизнесКонсалтинг, 22 октября 2002. Выпуск 559. www.ivr.ru )

Луиджи Данте, генеральным директором Итальянской Государственной компании по кредитованию и поддержке экспорта «СИМЕСТ», где он высказал свое мнение по проблемам российской банковской системы: «…Проблема состоит в том, что мы считаем абсолютно неадекватными нынешние усилия по проведению подлинной финансовой реформы и превращению российской банковской системы в поистине внушающую доверие».

Опасность системного кризиса банковского сектора РФ сохраняется. Такое мнение в ходе телефонной пресс-конференции высказала ведущий банковский аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor's по России Екатерина Трофимова. "Существует очень много факторов, которые косвенно или напрямую могут послужить причиной подобного развития событий", - отметила она. По словам Е.Трофимовой, российская банковская система "чувствительна к малейшим изменениям на рынке". "Банковский сектор РФ излишне сконцентрирован на отдельных корпоративных клиентах", - сказала она. Таким образом, по мнению аналитика, причиной системного кризиса может послужить возникновение серьезных финансовых проблем у любой из крупнейших российских корпораций. "AK&M" от 02.09.2002

 

Практика управления инвестиционной привлекательностью региона и корпорации.

Сначала о регионах. Для повышения инвестиционной привлекательности регионов используются различные методы. Некоторые регионы составляют Инвестиционный Паспорт региона, организуют продвижение инвестиционных проектов своего региона в ходе зарубежных поездок, выставок, конференций и т.п. Все это нужно и полезно. Однако одними презентациями невозможно реально повлиять на уровень инвестиционного риска, если ничего не делать в области улучшения инфраструктуры обслуживания инвестиционного процесса. Перечень объектов инвестиционной инфраструктуры весьма обширен. Это и оценка, и страхование, и банки, и финансовые компании и инвестиционные фонды самых различных видов, и многое другое. Разговор обо всех составляющих этого процесса занял бы не только не одну лекцию, но и не один семестр, поэтому я сосредоточусь на кредитовании и банках.

В качестве альтернативного пути Экономический Совет ЦФО 23 октября с.г. рассматривал предложения регионов в проект Концепции социально-экономического развития ЦФО до 2010 г. В этой Концепции используются механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона, которые уже реализуются в Москве в экспериментальном порядке. Это в частности специализированные банки (в том числе - "ипотечные" и "инвестиционные"), небанковские кредитные организации (НКО), развитие которых в регионах предусмотрено разделом "Механизмы развития системы инвестиционных институтов ЦФО".

 

Теперь об инвестиционной привлекательности корпораций. Уперевшись в ограничения, накладываемые недостатком собственных средств для развития и тех средств, которые удалось привлечь старыми способами, даже наши "олигархи" задумались над такими вещами, как прозрачность, снижение рисков, качество управления и контроля.

Вот что говорит, например, генеральный директор "Русского алюминия" Олег Дерипаска: Непрозрачность экономики России и несовершенство законодательства в значительной мере препятствуют инвестиционной активности российского и зарубежного капитала. По его мнению, первоочередными задачами, стоящими перед российской экономикой, являются пенсионная, банковская и страховая реформы. Альянс Медиа, 17 сентября 2002. Выпуск 534. www.ivr.ru

"Инвесторы готовы доплачивать прозрачным компаниям от 10 до 40% от стоимости их акций" (газета "КоммерсантЪ", 21 августа 2002 г., № 148). Проведенное недавно компанией McKinsey исследование, в ходе которого было опрошено более 200 инвестиционных компаний в 31 стране мира, включая Россию, показало, что инвесторы готовы платить больше за акции компаний, прозрачных в управленческом плане и ведущих отчетность в соответствии с мировыми стандартами. Размер дополнительной премии сильно колеблется в зависимости от страны: от 10-15% в США и Западной Европе до 40 % в России.

ПРОЗРАЧНАЯ МЕЧТА. "Группа МДМ" стремится стать понятной для инвесторов и самой себе (журнал "КОМПАНИЯ" #30(226), 12 августа 2002). «Группа МДМ» готовится к началу масштабной реструктуризации. Однако компания может столкнуться с серьезными проблемами. Быстрый рост МДМ привел к тому, что в группе сформировались сложная структура собственности и запутанные отношения между дочерними структурами.

Генеральный директор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) Каха Бендукидзе: Совет директоров компании должен состоять только из независимых директоров. По его мнению, независимый совет директоров является одним из факторов прозрачности компании. Напомним, что совет директоров ОМЗ включает четырех независимых директоров из семи. Совет директоров компании должен обладать правом уволить генерального директора, если это в интересах компании. "Думаю, что в России найдется всего несколько компаний, в которых советы директоров обладают такими полномочиями", - отметил он. По его словам, "только так компания может доказать, что целью ее работы является увеличение капитала". (Новости для инвесторов 25.09.02 г. Выпуск N1).

Свет в конце трубы. «Транснефть» хочет стать более прозрачной. (Журнал "КОМПАНИЯ" #18(214) от 13 МАЯ 2002, с.32-34). Монополист по транспортировке нефти - компания «Транснефть» собирается выйти на международный рынок заимствований. Для этого ей нужно договориться не только с западными инвесторами, но и с российскими нефтяными компаниями.

 

Создание доступных условий кредитования предприятий.

Как известно, инвестиционным климатом называется совокупность положительных и отрицательных факторов, на основании анализа которых инвестор из любой страны мира принимает решение - вкладывать свои деньги (или деньги своих клиентов) в проект в России, или лучше их вложить где-нибудь в Австралии, Европе или Сингапуре. Набор этих факторов общеизвестен: политическая стабильность, понятное и прозрачное законодательство, налоговые стимулы, стабильная и развитая финансовая система и другие. Мнение инвесторов о российских банках стабильно отрицательное. Упреки вполне справедливы - мизерные капиталы, непрозрачность, плохие кредитные портфели, высокая склонность к рискованным операциям, отсутствие на практике юридических (в том числе - уголовных) последствий в случае преднамеренного (ложного) банкротства и многие другие. Руководители иностранных банков и компаний неоднократно указывали на неудовлетворительное качество работы российских банков, что не позволяет западным банкам сотрудничать с ними на равноправных условиях.

Главный экономист Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) Кристоф Рюль сравнил Российский банковский сектор с "тромбом", который препятствует дальнейшей трансформации экономики. Главная же причина кризиса в самом банковском секторе - тотальное недоверие друг к другу всех экономических субъектов. Но откуда может взяться доверие, если даже без всякого кризиса терпят бедствие очень крупные банки - ИБК, Автобанк.

Основную проблему я бы сформулировал так : "У Российских банков слишком много рисков и слишком мало капитала". Капитальная база Российских банков действительно крайне невелика (в том числе - и дочерних иностранных банков). Совокупный капитал ВСЕХ Российских банков составляет около 10 млрд.долларов, тенденция к росту есть, но крайне медленная, единицы процентов в год. Маленькие капиталы не позволяют напрямую выдавать большие кредиты (а для нас уже 100 миллионов долларов - крупный кредит) большим заемщикам или холдингам. Между тем наши крупнейшие предприятия (РАО ЕЭС, Газпром, нефтянка, алюминщики) требуют именно таких объемов. Наши банки вынуждены изворачиваться, дробить кредиты, составлять их из коротких перекредитовок, перекладываться в векселя дочерних фирм и т.п. Однако все эти хитрости небезобидны ! Они неизбежно ослабляют юридическую базу таких кредитов и всем - и банку и заемщику это известно.

Универсальный характер практически всех Российских банков в условиях недостатка высоконадежных ликвидных активов и неразвитости фондового рынка существенно повышает риски самой банковской системы и снижают ее устойчивость к системным кризисам, подобным кризису 1998 года. Стандартным решением, продиктованным опытом банковских кризисов разных стран, является движение по пути развития специализации банков, разделения рисков и создания банковских механизмов и технологий раздельного управления и контроля финансовых рисков, имеющих различную природу (кредитные риски, валютные риски, риски фондового рынка, политические риски, риски колебания цен на товарных рынках и другие).

Банковский кризис 1998 года показал, что универсальным банкам крайне сложно гарантировать бесперебойность расчетов в кризисных условиях. Рубен Инджикян, руководитель группы банков, платежей и финансирования торговли ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в докладе 20 сентября 2000 года на Международной конференции «Банковские и финансовые технологии на службе реальной экономики» сделал вывод о том, что «...одной из причин банковского кризиса 1998 года в России явилось совмещение многими банками функций расчетного института, финансовой компании и венчурного фонда».

Стремление владельцев и менеджеров к получению максимальной прибыли в условиях недостаточной ликвидности перечисленных выше финансовых инструментов периодически приводят к банкротствам банков. При этом в наибольшей степени страдают именно Инвесторы, поскольку у них самые длинные экономические циклы и им сложнее остановить и свернуть финансирование Проектов в случае банкротства обслуживающего банка.

Глава Банка России Сергей Игнатьев на съезде Ассоциации российских банков признал, что Банк России не всегда в состоянии адекватно оценивать ситуацию в банках и прогнозировать ее развитие. В качестве примера он привел АКБ "Инвестиционная банковская корпорация". По словам С.Игнатьева, анализ отчетности данного банка на последнюю отчетную дату не позволяет выявить содержание признаков проблемности. В связи с этим, сказал он, "мы в ЦБ пока не научились адекватно оценивать состояние банков", а также прогнозировать их работу. "AK&M" от 24.04.2002

Запутанная и непрозрачная структура собственности большинства российских банков делает их хозяев недосягаемыми для кредиторов и регуляторов. (Статья М.Матовникова, Зам.ген.директора Рейтингового агентства "Интерфакс" в журнале "Эксперт", №6 (313) от 11 февраля 2002).

 

Но не подумайте, что это только российские проблемы ! Вот пример США :

Многие десятилетия отсутствия серьезных кризисов (типа «Великой депрессии» 1929 года) позволили многим банкам расслабиться. Конгресс США настолько уверовал в то, что американская экономика может только расти, что в 1999 году отменил уже упоминавшийся закон Гласса-Стигала, служивший своеобразной «перегородкой» между «высокорисковым» и «низкорисковым» секторами американской банковской системы. Однако теперь у банковских аналитиков появились сомнения, смогут ли американские банки сохранить ликвидность и удержать хотя бы расчетную систему в случае повторения кризиса 1929 года. А теперь существование в США финансовых «супермаркетов», подобных Citigroup, стоит под большим вопросом, так как банки несут слишком большие риски. В случае, если хотя бы в одном подразделении что-то пойдет не так и против него будут выдвинуты обвинения со стороны регулирующих органов, удар будет нанесен по всему бизнесу сразу. Одной из основных причин нынешнего падения стоимости акций американских банков стало разрушение доверия инвесторов. Разделение деятельности инвестиционных банков помогло бы институциональным и небольшим «розничным» инвесторам, многие из которых потеряли доверие к отчетам инвестиционных банков. Реформа в инвестиционной банковской деятельности неизбежна. (Статья "Аналитиков заставляют только анализировать" Сергея Сибиряка 05 октября 2002 г).

В условиях глобализации и ослабления барьеров на пути движения капиталов любая страна должна предпринимать реальные шаги на пути повышения антикризисной устойчивости национальных кредитных организаций. Во многих развитых странах корпорации могут получить ограниченный банковский чартер (лицензию) на конкретные операции, например, это финансовые расчетные центры крупных холдингов (Ford-Finance), или ипотечные компании (Abbey National). В России эта ниша практически пуста. Сторонников специализации банков можно обрадовать тем, что, Закон о банках с 1996 года разрешает создавать специализированные кредитные организации, которые в Законе названы Небанковскими кредитными организациями.

СПРАВКА: Из закона «О банках и банковской деятельности». Небанковская кредитная организация (НКО) - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливает Центробанк.

Принципиальное одобрение развития специализированных банков в России уже много лет высказывается как экспертами Правительства, Центрального Банка РФ, так и международными экспертами, однако до сих пор делаются лишь начальные шаги в этом направлении. Например, являясь экспертом Комиссии Государственной Думы РФ по ипотечному кредитованию, я принимаю участие в написании "Закона о Строительных сберегательных кассах", которые являются классическим примером специализированных банков, более 70 лет успешно действующих, например, в Германии. На Слушаниях в ГосДуме по стройсберкассам 16 мая 2002 выступали представители немецких ипотечных спецбанков "Westdeutsche Landesbausparkasse", "Bausparkasse Schwabisch Hall AG", которые поддержали наши предложения о том, что накопление ипотечных депозитов, выдачей ипотечных кредитов в России должны иметь право заниматься исключительно специализированные ипотечные банки, а не кооперативы, товарищества и разные "союзы" с непонятного юридического статуса, без лицензии, нормативов, надзора и ответственности. Всем понятно, что бесконтрольность в этом вопросе неизбежно приведет к злоупотреблениям средствами населения и к дискредитации всей идеи ипотеки. В результате опять может пострадать доверие населения к всем формам сбережения, в том числе - и к банковским.

 

А вот что по поводу НКО говорит Центральный Банк России :

 

По мнению главы Московского Дойче Банка (одного из крупнейших банков мира) господина Хуберта Пандзы, изложенному в интервью «Наверное, мы слишком крупные» (журнал «Компания» № 4 (100) от 7 февраля 2000 года) о том, что Deutsche Bank (Германия) проводит укрупнение и специализацию банковских услуг, имеющих различную природу, группируя их и выводя в различные юридические лица с четкой специализацией функций. При этом сохраняется общее стратегическое руководство со стороны холдинга.

Обобщив опыт развитых стран по созданию и деятельности специализированных банков, в рамках действующего законодательства России мной была разработана «Технология безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов» (Авторское свидетельство № 4315). Это - Технология создания Специализированных кредитных организаций, называемых в "Законе о банках и банковской деятельности" "НКО - Небанковскими Кредитными Организациями". Данная Технология уже была успешно опробована на действующей НКО и получила высокую оценку многих перечисленных ниже международных и Российских экспертов, которые подтвердили, что применение данной Технологии существенно снижаются риски инвестиционных проектов, а степень защиты инвесторов (прежде всего - иностранных) значительно возрастает. Более 14 организаций прислали официальные положительные отзывы на данную Технологию. Тексты отзывов, а также статьи, как мои, так и других авторов по данной теме Вы можете посмотреть на Сайте www.geocities.com/ldv777

По инициативе Комиссии по Инвестициям ГосДумы РФ я докладывал о результатах моей работы в Вашингтоне, в штаб-квартирах World Bank, International Monetary Fund, American Bankers Association, US Department of Energy, Environmental Protection Agency. Общим мнением всех моих собеседников было то, что создание "низкорисковых" кредитных организаций окажет положительное влияние на инвестиционный климат в России и повысит уровень защиты иностранных инвестиций путем снижения риска потери и нецелевого использования инвестиционных ресурсов. В настоящее время группа экспертов уже работает над созданием нескольких Специализированных НКО для различных групп инвесторов, для различных отраслей, регионов и групп задач. Для этого у нас имеется необходимый опыт, кадровый резерв и методическая документация, отработанная на практике.

 

Роль региональных банков

Пока роль региональных банков в серьезных инвестпроектах весьма незавидна. Причины все те же - мизерные капиталы, непрозрачность, плохие кредитные портфели, высокая склонность к рискованным операциям, отсутствие на практике юридических (в том числе - уголовных) последствий в случае преднамеренного (ложного) банкротства и многие другие. И по мере прихода в Россию крупных иностранных банков и создания ими филиальных сетей в регионах шансы существующих банков будут уменьшаться. Однако пока такие шансы есть. Об этом недвусмысленно говорил Центральный Банк РФ - "Если у банка не хватает капитала для полноценного развития в качестве универсального банка - тогда нужно специализироваться и ограничивать сферу деятельности, возможно - перерегистрироваться в НКО с в 10 раз меньшими требованиями к капиталу (500 тыс.Евро вместо 5 млн.Евро для банков).

Средним, а особенно мелким региональным банкам можно рекомендовать двигаться путем специализации и ограничение рисков «границами зоны специализации», развития глубокого профессионализма в тщательно выбранных отдельных нишах банковского рынка. Общеизвестно, что разделение рисков - это классический путь к их снижению и более эффективному контролю. Разделение российской банковской системы на существующие сегодня "высокорисковые" универсальные банки, и "низкорисковые" банки, к которым относятся предлагаемые мной Спецбанки и способно стать одним из стратегических шагов для снижения вероятности повторения банковских кризисов и повышения общего доверия предприятий и Инвесторов к российским банкам.

Контроль за международными операциями надежно и эффективно осуществляют московские офисы компаний и обслуживающие их дочерние иностранные банки. Однако эти банки сегодня не имеют в России региональных сетей, и они не предлагают услуг по операциям в регионах и по контролю региональных дирекций и подрядчиков. Таким образом, каждый Проект должен сам решать проблему надежного доведения финансирования до площадки, так называемую «проблему последней мили».

В то же время в регионах имеются сотни мелких банков, обслуживающих и кредитующих участников и подрядчиков любых крупных Проектов. Финансовое положение этих банков не может быть точно оценено в связи с их непрозрачностью и сомнительным качеством кредитных портфелей, и поэтому крупные иностранные компании не могут доверить им обслуживать основные потоки по Проекту. Руководители иностранных банков и международных финансовых организаций неоднократно указывали на неудовлетворительное качество работы российских банков, что не позволяет западным банкам сотрудничать с ними на равноправных условиях.

Однако им можно было бы поручить множество мелких, но необходимых операций при наличии специальной Технологии работы с ними и контроля над ними. Такая Технология постоянного банковского бюджетирования и непрерывного сквозного банковского контроля всех звеньев движения денежных средств в любых Проектах, до уровня стройплощадки и субподрядчиков уже существует, это - «Технология безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов».

Стать достойными работа в международном кредитном пуле пусть даже с единственной скромной операцией - это уже шанс на выживание для региональных банков.

Решение задачи снижения инвестиционных рисков путем объединения мелких региональных банков вокруг Безрисковых НКО создает мощный финансовый инструмент для снижения операционных и финансовых рисков по любым проектам на территории России, а это уже политическое решение, облегчающее привлечение кредитных ресурсов, снижающее ставки и страховые платежи по этим ресурсам за счет снижения рисков. Региональные банки в этом случае смогут участвовать в Пулах синдицированного кредитования с участием НКО и крупных иностранных банков. В этом случае они смогут участвовать своими кредитными ресурсами в кредитовании таких крупных Проектов, которые они никогда бы не смогли самостоятельно привлечь на обслуживание.

 

В заключение предлагаю Вам не стесняться вступать со мной в конструктивную дискуссию по любым затронутым в этой лекции вопросам с помощью указанной электронной почты : ( LORBAT@mail.ru ) или на Сайте www.geocities.com/LDV777 . Если Ваших писем\отзывов будет больше двух, я готов открыть на Сайте специальную страничку в разделе "Конференции" для публичного обсуждения проблем, чтобы наши рассуждения были доступны всем коллегам во всей Стране. Надеюсь, что это внесет свой скромный вклад в увеличение инвестиционной привлекательности нашей Страны и наших Проектов.

С уважением,
 
Любомудров Дмитрий Владимирович
 
Возврат к Разделу "Конференции"
Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта