ПУБЛИКАЦИИ ПО ФИНАНСОВОЙ ТЕМАТИКЕ : № 18

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ»
Tez-1.jpg (66231 bytes)Tez-2r.jpg (143496 bytes) Сборник трудов Международной конференции "Банковские и финансовые технологии на службе реальной экономики"19-20 сентября 2000 г., Москва

под редакцией :

вице-президента АРБ, вице-президента АТН РФ В.И. Тарасова,
вице-президента АРБ, проф. B.C. Захарова,
члена Национального банковского совета, проф. О. И. Лаврушина
Москва - 2001
секция : БАНКОВСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
докладчик : Любомудров Дмитрий Владимирович
1-й заместитель Председателя Правления
Небанковской Кредитной Организации «МФД-Клиринг»

Необходимость улучшения инвестиционного климата в России, вопросы защиты денежных расчетов и интересов инвесторов (как иностранных, так и отечественных) требует перехода от бесплодных общих рассуждений к конкретным практическим воплощениям финансовых механизмов. Одним из таких воплощений могло бы стать создание в России альтернативной ветви банковской системы в виде группы «низкорисковых» кредитных учреждений.

 По нашему мнению, создание группы «низкорисковых» кредитных учреждений будет способствовать:

 В области банковского обслуживания проектов на территории РФ есть ряд нерешенных проблем, которые сильно осложняют работу любым инвесторам, особенно тем, кто ведет не портфельные операции с акциями и другими ценными бумагами, а осуществляет проектное финансирование: создание новых производств, покупку и модернизацию предприятий, создание региональных дилерских сетей. Одна из самых серьезных проблем - низкая финансовая дисциплина при доведении финансирования до объекта. Эта проблема актуальна по всей цепочке платежей при реализации любого инвестиционного проекта. Можно долго перечислять разные способы обмана инвесторов: задержка денег российскими банками, банкротство банка в ходе реализации проекта, завышение цены недобросовестными подрядчиками, платежи за несделанные работы и непоставленные товары, реализация проектов фирмами «однодневками».

Когда инвестор в одиночку решает перечисленные проблемы, это обходится слишком дорого и все равно получается неэффективно. Для обеспечения полноценного финансового контроля за инвестиционным объектом нужно фактически создать мини-банк (казначейство) внутри своей компании. И все равно это мало помогает, так как у директора организации - подрядчика есть свой счет в банке, и с того момента, как он получил на этот счет аванс, инвестор может реально контролировать только последствия деятельности подрядчика, а это обычно не имеет смысла : украденные деньги, как правило, вернуть нельзя, можно лишь вовремя предотвратить злоупотребления. Но для этого банк, ведущий счета организации - подрядчика, должен строго контролировать соответствие проекту, смете и договорам каждой платежки, выходить с проверками на объект, контролировать цены и лишь после этого производить платеж. Ни один российский банк таких услуг сегодня не предоставляет. А если какой-либо универсальный коммерческий банк и предложит нечто подобное, доверять ему этот процесс слишком опасно. Ведь на обычные банки, как правило, возложено огромное количество различных рисков, о которых клиентам ничего не известно, и банк может лопнуть в ходе проекта, похоронив заодно и сам проект.

Все перечисленные проблемы объединяет то, что они возникают из-за несовершенства российской банковской системы.

Как показала практика, существующие "универсальные" банки не в состоянии гарантировать бесперебойность расчетов в кризисных условиях. Основной причиной этого является недопустимое совмещение в одном «универсальном» банке функций расчетного банка, ведущего счета предприятий, некоммерческих организаций и граждан, с функциями «высокорискового» инвестиционного банка, торгующего форвардными контрактами, корпоративными акциями, опционами, векселями, облигациями. Стремление владельцев и менеджеров банка к получению максимальной прибыли в условиях недостаточной ликвидности перечисленных выше финансовых инструментов периодически приводит к банкротству банков. При этом в наибольшей степени страдают именно прямые инвестиции, поскольку в этой сфере самые длинные экономические циклы и им сложнее остановить и свернуть финансирование проектов в случае банкротства обслуживающего банка.

 Разделение российской банковской системы на существующие сегодня «высокорисковые» универсальные банки и «низкорисковые» банки, к которым относятся предлагаемые нами спецбанки, способно стать одним из стратегических шагов на пути снижения вероятности повторения банковских кризисов и повышения общего доверия предприятий и инвесторов к российским банкам. Нам известны аналогичные меры по ограничению и разделению рисков путем разделения банковской системы на «высокорисковые» и «низкорисковые» банки, которые были предприняты, например, в США в период «Великой депрессии» (отмененный только в 1999 г. закон Гласса — Стигала), а также во Франции после второй мировой войны. Эти меры оказали положительное влияние на общее снижение системных банковских рисков в экономике названных стран.

Однако многие проблемы инвесторов, связанные с российскими банками, можно эффективно решить уже сегодня, даже без принятия новых законов и решений правительства — в рамках существующего законодательства. Именно с целью создания эффективных механизмов защиты интересов и денег инвесторов инициативной группой был разработана Технология деятельности в России нового типа кредитных учреждений — специализированных безрисковых расчетно-контролъных банков (далее — спецбанки). Эти спецбанки могут работать как в статусе НКО, так и в статусе банка, но они принципиально отличаются от действующих сейчас «универсальных» банков. Основной «безрисковый» принцип их деятельности заключается в проведении активных операций со средствами клиентов только по прямому распоряжению клиентов, в отсутствие распоряжений средства находятся на коррсчете в Центральном Банке РФ (так называемый «портфельный принцип»). Кроме того, спецбанк предоставляет услуги по бюджетированию и детальному ежедневному контролю инвестиционных проектов, а также любых клиентских объектов бизнеса в любых городах, включая технадзор и систему расчетов с поставщиками, подрядчиками и сбытовыми организациями. Такие услуги сейчас банками фактически не предоставляются, а неудовлетворенный спрос на них огромен. Кредитование и иные активные операции, связанные с принятием банком каких-либо рисков, разрешено спецбанку только при наличии 100%-ного денежного обеспечения от клиента, заказывающего эту операцию. Основной доход спецбанк будет получать в виде комиссии за операции и маржи по безрисковым кредитам.

Нежелание многих российских структур работать по гласным и «писаным» правилам объяснимо, т. к. это сильно затрудняет возможность «ловить рыбку в мутной воде». Однако реализация предложенной концепции может стать существенным вкладом в повышение уровня экономической безопасности государства и уровня доверия со стороны наших зарубежных партнеров.