МАТЕРИАЛЫ для ЧЛЕНОВ КЛУБА ДИРЕКТОРОВ

РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Заседание №40 от 22 февраля 2000 г., РСПП, Москва, Центр, Старая пл. д.10\4


В условиях нестабильности в экономике России представляется чрезвычайно важным и своевременным вопрос о способах восстановления доверия предприятий, граждан и иностранных инвесторов к российским банкам и банковской системе в целом. Крах многих, в том числе крупнейших банков в период кризиса в августе 1998 года показал отсутствие в банках эффективных систем контроля и управления совокупным риском, с одной стороны, и недостатки в законодательном определении ответственности банков, их владельцев и руководителей перед вкладчиками и предприятиями-клиентами (в том числе - и уголовной), с другой стороны. Многие банки были преднамеренно введены владельцами в состояние "ложного банкротства" с целью вывести денежные средства клиентов под предлогом кризиса, оставив вкладчикам и клиентам банков "мертвые" активы в виде обязательств подставных компаний. Не начав реальных и активных действий в направлении повышения надежности и ответственности банков, не удастся привлечь ни средства населения, ни иностранных инвесторов (в том числе и деньги российских граждан, ранее выведенные за рубеж).

Существующие универсальные банки не в состоянии гарантировать бесперебойность расчетов в кризисных условиях. Основной причиной, кроме банального воровства владельцев и менеджеров банков является недостаточно профессионально контролируемая и часто некорректно рассчитываемая и учитываемая масса рисков по активным операциям, имеющих различную финансовую природу и резко меняющих свое значение в кризисной ситуации.

По этим причинам Инициативной группой под моим руководством в течение нескольких лет были проведены не только теоретические разработки механизма деятельности в России Специализированных Безрисковых Расчетно-Контрольных Банков (далее - Спецбанки), но и была произведена практическая отработка и успешная проверка в кризисных условиях этих механизмов в действующих банках. Спецбанки принципиально отличаются от действующих сейчас "универсальных" банков. Основной "безрисковый" принцип их деятельности - проведение активных операций со средствами клиентов только по прямому распоряжению клиентов, в отсутствии распоряжений средства находятся на коррсчете в ЦБ РФ (т.н. "портфельный принцип").

Кроме того, Спецбанк будет предоставлять услуги по бюджетированию и детальному ежедневному контролю Инвестиционных Проектов, а также любых клиентских объектов бизнеса в любых городах, включая технадзор и систему расчетов с поставщиками, подрядчиками и сбытовыми организациями. Кредитование и иные активные операции, связанные с принятием на банк каких-либо рисков разрешено Спецбанку только при наличии 100% денежного обеспечения от клиента, заказывающего эту операцию. Основной доход Спецбанк будет получать в виде повышенных комиссий за операции и маржи по безрисковым кредитам.

Положительные отзывы на финансовую технологию Спецбанка получены от :

Для создания Спецбанка необходимо собрать с 10-20 предприятий сумму около 2 млн.долларов, от 100 до 200 тыс.долларов с одного предприятия. По сути - предлагается за 200 тысяч долларов купить для предприятия МЕСТО В СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКЕ. Конечно можно сэкономить на безопасности расчетов и при очередном крахе очередного банка потерять миллионы долларов, но будет поздно. Даже оптимисты не утверждают, что в России закончились кризисы. Для большинства предприятий и Проектов такие расходы сравнимы с расходами на физическую охрану, охранные сигнализации, решетки и заборы. Однако никакие заборы не восстановят доверие инвесторов в случае краха проекта по вине лопнувшего банка.

Важным вопросом является экономическая заинтересованность учредителей. Предлагаемый Проект создания Спецбанка является "Венчуром" в чистом виде - на пустом рынке подобных банковских услуг "доли" в капитале Спецбанка, купленные на стартовом этапе по номинальной стоимости (одна "доля" = 200 тысяч долларов), после начала работы можно будет продать международным инвестиционным фондам, крупным компаниям и некоммерческим организациям за сумму, в несколько раз больше номинальной. Это возможно потому, что статус перечисленных организаций позволяет им только покупать готовые действующие услуги, но не вступать на этапе организации Проекта. Таким образом доход учредителей Спецбанка на их валютные вложения за 2 года может составить 300-400% или более. Более того, каждый учредитель даже после продажи своей "доли" сможет неограниченное время пользоваться услугами Спецбанка для обслуживания своего бизнеса по пониженным тарифам для учредителей. Нужно также учитывать, что в условиях полного отсутствия в России подобных Спецбанку "низкорисковых" банков у Спецбанка будет больше количество потенциальных клиентов и он будет обслуживать наиболее привлекательных, поскольку обслужить всех он не сможет чисто технологически. Но учредители Спецбанка всегда будут обслуживаться в первую очередь, поскольку Спецбанк и создается в первую очередь, какэлитный банк для обслуживания своих учредителей. Вопрос о тиражировании опыта Спецбанков по всей стране - вопрос непростой и долгосрочный, и будет тормозиться отсутствием подготовленных кадров.

Нами разработаны детальные механизмы создания, регулирования взаимоотношений акционеров, операционной деятельности и оргструктуры Спецбанка. Для инициации общественного обсуждения данной проблемы некоторые материалы были опубликованы мной в журнале “ЭКСПЕРТ” (№ 20 (184) от 31 мая 1999 г., с.18-20), более подробная информация по Спецбанкам расположена на моем Сайте в ИНТЕРНЕТ по адресу : www.geocities.com/ldv777

Разделение российской банковской системы на безрисковые расчетные банки и существующие сегодня универсальные банки способно стать одним из стратегических шагов для снижения вероятности повторения банковских кризисов и повышения общего доверия предприятий и граждан к российским банкам. Согласно предлагаемой мной технологии, создание такого Спецбанка на первом этапе не требует принятия новых законов или инструкций ЦБ РФ. Многим предприятиям участие в Спецбанке поможет решить проблему обеспечения надежности расчетов и контроля в ведущихся ими крупных проектах и поможет восстановить доверие инвесторов. Результаты практической работы Спецбанка смогут послужить убедительным обоснованием для большинства депутатов Госдумы РФ при разработке, обсуждении и принятии поправок к банковскому законодательству, а также послужить образцом для последующего тиражирования во всех регионах страны.

Заинтересованным предприятиям предлагаю связаться со мной по указанным адресам электронной почты, готов ответить на все дополнительные вопросы и разработать конкретные финансовые механизмы для учета особенностей конкретного предприятия, региона и отрасли в целом, интересов предприятия во взаимоотношений с инвесторами (прежде всего - иностранными).

 

Вице-Президент КБ "ЛЕГПРОМБАНК",

Руководитель Оргкомитета Спецбанка Любомудров Д.В.

 

Москва, 22.02.2000 г.

Возврат к Разделу "Конференции"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта