Статьи и мнения по Теме:         № 1
"Повышение прозрачности и капитализации предприятий и банков"

Свет в конце трубы.
«Транснефть» хочет стать более прозрачной

Журнал "КОМПАНИЯ" #18(214) от 13 МАЯ 2002, с.32-34

 

Монополист по транспортировке нефти - компания «Транснефть» собирается выйти на международный рынок заимствований. Для этого ей нужно договориться не только с западными инвесторами, но и с российскими нефтяными компаниями.

Счетная палата запросила в Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) информацию по тарифам на прокачку нефти за последние пять лет. У аудиторов вызывает сомнения целесообразность постоянного повышения тарифов государственной компании «Транснефть». Счетная палата интересуется деятельностью этого монополиста уже второй раз за полгода. Первая проверка завершилась осенью прошлого года и не выявила никаких нарушений. Однако такой результат аудиторов почему-то не удовлетворил.

 

Счетный рейтинг

В руководстве «Транснефти» на действия Счетной палаты реагируют спокойно. По мнению экспертов, проверка правильности тарифов могла быть инспирирована нефтяными компаниями, которых многое не устраивает в деятельности оператора магистральных нефтепроводов. К примеру, некоторые нефтяники считают, что тарифы на услуги, предоставляемые «Транснефтью», в большинстве случаев завышены. Впрочем, в самой «Транснефти» заявляют, что в России установлены самые низкие в мире тарифы на перекачку сырья. Кроме того, окончательные ставки утверждает не компания, а ФЭК, постоянно занижающая предлагаемую «Транснефтью» стоимость транспортировки. К примеру, в начале года тарифы были повышены лишь на 13% вместо 40%, о которых просила монополия. Эти тарифы являются основным источником дохода компании. По итогам 2001 года выручка «Транснефти» составила 74,4 млрд руб., а прибыль от всех видов деятельности достигла 36,9 млрд руб., что на 68% больше соответствующего показателя предыдущего года.

Многие аналитики сходятся во мнении, что очередная проверка (пусть даже и косвенная) пойдет только на пользу «Транснефти». Компания собирается получить международный кредитный рейтинг и выйти на крупнейшие финансовые рынки, а для этого ей необходимо стать абсолютно прозрачной для инвесторов.

Кстати, совсем недавно в штате «Транснефти» появился первый и пока единственный за всю историю компании иностранный специалист - англичанин Ричард Строн, который будет заниматься подготовкой кредитного рейтинга и налаживанием контактов с инвесторами. По словам вице-президента компании Сергея Григорьева, инвесторы должны видеть в «Транснефти» не только надежного партнера, но и первоклассного заемщика.

 

Труба не продается

По мнению аналитика компании «Метрополь» Дениса Нуштаева, «Транснефть» интересна лишь участникам внутреннего рынка. «У компании нет необходимого для привлечения стратегических инвесторов объема свободных акций и понятных стратегических перспектив развития. Кроме того, пока не сформулирована позиция правительства относительно возможности приватизации «Транснефти» в ближайшем будущем», - считает эксперт. Тем не менее многие аналитики прогнозируют, что в ближайшие несколько лет приватизировать «Транснефть» не будут. «Этого не стоит ожидать, пока нефтяная отрасль остается одним из главных доноров федерального бюджета», - считает аналитик компании «Центринвест» Александр Блохин.

Правительство, даже продав в частные руки почти все нефтедобывающие мощности (девять из десяти баррелей нефти в России добываются частными компаниями), продолжает за счет «Транснефти» сохранять контроль над нефтяным сектором. Без услуг этой государственной монополии не может обойтись - за редким исключением - ни одна добывающая компания. Опыт последних лет показывает, что «Транснефть» является прекрасным средством выбивания денег из компаний-налогоплательщиков, и государство вряд ли откажется от использования этого инструмента. Вопрос о приватизации «Транснефти» может возникнуть только после того, как доля нефтянки в бюджетных доходах будет составлять не 25%, а гораздо меньше - к примеру, 10%. Впрочем, и в этом случае на пути к возможной приватизации «Транснефти» почти наверняка встретятся серьезные преграды. Российские частные компании готовы терпеть монополию, если ее владельцем является государство - ведь по отношению к государству все равны (или должны быть равны). Но вот если вместо государства монополистом станет какая-нибудь группа частных владельцев, то вряд ли нефтяники отнесутся к этому с энтузиазмом. Характерно, что практически все нефтяные компании отказываются официально комментировать какие бы то ни было новости, связанные с «Транснефтью».

 

Заемщик номер два

Тем не менее планы монополии по выходу на международные рынки получили одобрение в правительстве. До конца текущего года «Транснефть» планирует выпустить евробондов на сумму $250 млн - $500 млн.

«Сейчас для «Транснефти» важно выйти на внешние рынки, чтобы получить долгосрочные дешевые финансовые инвестиции, - считает Денис Нуштаев. - Но прежде необходимо серьезно поработать над корпоративным имиджем и обеспечением прозрачности текущей деятельности. Иначе программы заимствований на Западе окажутся малоэффективными».

Похожей точки зрения придерживается и Александр Блохин. По его словам, «Транснефть» в последнее время всерьез озаботилась своим имиджем, что объясняется вполне прозаическими причинами: опыт строительства первой очереди Балтийской трубопроводной системы ясно показал, что финансирование даже относительно небольшого инвестиционного проекта невозможно без привлечения заемного капитала. Став прозрачной, «Транснефть» сможет получать внешние финансовые ресурсы на более выгодных условиях. А заемщиком она будет под стать «Газпрому»: обладая монополией на прокачку нефти внутри страны и на экспорт, «Транснефть» обеспечивает себе гарантированные источники доходов.

 

Дорога на Восток

Впрочем, у «Транснефти» есть и более амбициозные проекты, чем Балтийский трубопровод Совсем недавно компания обнародовала свои планы по строительству экспортного нефтепровода от Ангарска (Иркутская область) до Находки. Новый нефтепровод протянется на 3765 км, а общий объем транспортировки составит 50 млн тонн нефти в год. Трубопровод будет проходить только по российским территориям Амурской и Иркутской областям, Хабаровскому и Приморскому краям, Бурятии и Еврейской АО. «Транснефть» уже начала заключать соответствующие договоры с этими регионами Приблизительная стоимость проекта - $5 млрд, и понятно, что без внешних заимствований осуществить задуманное вряд ли удастся.

Этот план явно противоречит предло жениям нефтяников - в частности, проекту, предложенному несколько лет назад компанией ЮКОС. Тогда планировалось протянуть нефтепровод от Ангарска до китайского города Дацин. «Юкосовский» проект намного скромнее нынешнего. На его реализацию требуется $1,7 млрд; протяженность трубопровода - 2400 км, а пропускная способность - 30 млн тонн в год. Осенью прошлого года «Транснефть» и ЮКОС подписали генеральное соглашение о подготовке технико-экономического обоснования совместного проекта с Китайской национальной нефтегазовой компанией. Начало строительных работ намечено на середину 2003 года.

Однако окончательный маршрут, по которому пройдет новый нефтепровод, еще не утвержден Вероятно, это произойдет нынешним летом. Остается открытым вопрос и о финансировании проекта Ни ЮКОС, ни «Транснефть» не смогут выделить такое количество средств.

 

Сколько стоит монополия

Выручка «Транснефти» за 2001 год: $2,4 млрд
Стратегия: транспортировка нефти
Сильные места: возможность влиять на деятельность нефтяных компаний
Слабые места: тарифы на транспортировку нефти устанавливает государство Конкуренты: нет
Планы: строительство новых трубопроводов, выход на западные финансовые рынки

 

Банк качества

К слову сказать, именно в китайском проекте может быть реализована давнишняя идея о создании так называемого банка качества нефти - своеобразной системы денежных компенсаций, которые будут предоставляться поставщикам более качественной нефти компаниями, производящими грязное сырье. Компании, разрабатывающие месторождения в Западной Сибири, традиционно производят дорогую высококачественную нефть. А те, кому выпало работать на европейской территории России, добывают и поставляют на рынок более дешевое, загрязненное различными примесями сырье. В трубопроводе вся нефть перемешивается и обезличивается, а ее качество и цена усредняются. В результате производители качественной нефти получают за нее меньше денег, чем могли бы, а поставщики загрязненного сырья - наоборот.

«Для отдельного нефтепровода банк качества нефти - вещь неплохая», - считает Денис Нуштаев. В частности, Каспийский КТК был построен с учетом внедрения банка качества нефти. В результате по нему будет транспортироваться нефть марки Siberian light, баррель которой дороже барреля Urals на $1,5 - 2. Принимая во внимание то обстоятельство, что основными экспортерами нефти в Китай будут ЮКОС, «Сибнефть» и ТНК, «Транснефть» может впервые пойти на внедрение банка качества нефти, чтобы повысить инвестиционную рентабельность трубопровода. Проиграют при этом, конечно, «Татнефть» и «Башнефть». Уровень сернистости их нефти значительно выше аналогичного показателя у остальных нефтяных компаний.

Повсеместному внедрению банка качества противодействуют компании, поставляющие низкокачественное сырье. Помимо чисто технических проблем с качеством и количеством нефти, вливаемой в трубопроводы «Транснефти» той или иной компанией, есть еще и неурегулированные отношения между федеральным центром и региональными властями, объясняет Александр Блохин. «Татнефть», «Башнефть», «Удмуртнефть» действуют, как правило, на территориях республик в составе Российской Федерации под патронажем региональных властей, которые тоже против введения банка качества, поскольку боятся уменьшения поступлений в местный бюджет. Острота противостояния может сгладиться, когда ряды противников покинет «Татнефть». Эта компания в ближайшие год-два построит собственный завод специально для переработки той части добываемой нефти, которая имеет худшее качество из-за высокого содержания серы. Остальная нефть сравнима по качеству с западно-сибирской, и поэтому у «Татнефти» будет меньше возражений против введения банка качества.

Однако даже это нововведение вряд ли поможет снять напряженность в отношениях между «Транснефтью» и нефтяными компаниями. Проблемы сохранятся до тех пор, пока монополия будет оставаться закрытой организацией, непонятной остальным участникам рынка. К слову сказать, большинство аспектов деятельности «Транснефти» являются государственной тайной.

АЛЕКСЕЙ ЗЕМЦОВ